Подсветка со вкусом: как подобрать лампу для продуктовой витрины

Подсветка со вкусом: как подобрать лампу для продуктовой витрины

Торговое предприятие вполне закономерно стремится стать самым привлекательным для своих потенциальных клиентов. Добиваются этого самыми разными способами – подбором самого востребованного ассортимента, необычными рекламными ходами, продуманным дизайном здания и внутренних помещений, разумным подбором персонала и его фирменной одеждой. Когда речь идет о продуктах, нужно помнить главное: все это окажется почти бесполезным, если не организовать правильную подсветку продуктовых витрин и полок – показать все действительно со вкусом и в правильном свете. Потому что именно свет может как добавить продукции привлекательности и вкусности, так и испортить все впечатление от нее.

Первый закон торгового освещения

Первое, что нужно знать каждому владельцу торговой точки – это разделение освещения на две группы:

  • есть общее освещение – и оно предназначено для беспроблемной ориентации покупателя в торговом зале и для создания того фонового настроения, которое магазин стремится создать как часть своего имиджа. Чаще всего эта функция возлагается на люминисцентные или светодиодные источники света;
  • и есть акцентное освещение – которое освещает конкретную группу товаров. И предназначено оно не для того, чтобы товар было видно – а для того, чтобы за счет правильного подбора спектра, яркости и цветовой температуры лампы сделать этот товар максимально привлекательным для покупателя. И здесь уже намного больше тонкостей в выборе оптимально подходящей лампы.

Какие лампы используются в акцентном освещении полок и витрин

Сегодня существует обширный ассортимент разнообразных ламп – и было бы большим упущением не использовать все их возможности для того, чтобы получить от освещения витрин и полок максимальную выгоду:

  • привычным выбором были и остаются лампы накаливания – они дают достаточно мягкий и психологически теплый свет, формируют сравнительно реалистичную цветопередачу и невысокую ценовую планку. Однако обратной их стороной оказываются небольшие сроки эксплуатации и физическое нагревания воздуха и продуктов – для охлаждаемых витрин и сопоставимого с ними по эффекту торгового оборудования это неподходящий вариант;
  • люминесцентные осветительные элементы тоже стали привычными и распространенными, и в отличие от ламп накаливания не дают физического нагревания среды. Они выигрывают и по цветопередаче – ее коэффициент здесь оказывается равным почти 100 процентам – товар выглядит практически так же, как и при стандартном естественном освещении;
  • если нужны источники света наподобие ламп накаливания, только поярче – выбирают галогенные варианты. Они более экономичны, отличаются хорошей цветопередачей и весьма компактны – что очень удобно для конструкции витрин. Ограничение для них точно такое же – излучаемое тепло, а также присутствующий в спектре ультрафиолет, влияющий на некоторые упаковки, так что устанавливать их нужно с пониманием их особенностей;
  • там, где требуется максимальная яркость – нужно использовать металлогалогенные лампы. Их уровень яркости примерно в четыре раза выше обычных «галогенок», что в сочетании с длительными сроками эксплуатации делает их удачным выбором;
  • если требуется отыскать универсальное решение, с одинаковой эффективностью подходящее практически для всего – следует обращать внимание на LED-подсветку. Именно светодиодные источники света используются в витринах чаще всего: нагревание здесь минимальное, экономичность и длительность эксплуатации – беспримерно высокие, вредных спектральных включений нет в принципе, цветопередача полноценная и практически естественная, а плюс к этому – еще и вся гамма цветовых оттенков, включая теплые и холодные белы.

Как выбрать наилучшую лампу для основных групп товаров

Универсальная лампа – хороший выбор, но намного выгоднее создать такую подсветку, которая будет со всей возможной выигрышностью освещать каждый конкретный продукт:

  • для полок с хлебобулочными изделиями, для кондитерских витрин и выкладки сыров самый впечатляющий эффект создает теплый белый свет 2000 – 3000 К. Здесь как раз к месту окажутся лампы накаливания или компактные галогенные источники света – они приятно подчеркивают тональности сыра и цвета свежей выпечки;
  • мясные изделия и свежее мясо эксперты советуют освещать сочетанием двух световых потоков – холодного и нейтрально-естественного, и в спектре обоих из них должны присутствовать зеленая и синяя часть видимого спектра. Если сделать именно так, то продукт будет выглядеть очень сочным и привлекательно свежим – при том, что его естественные цвета ничуть не исказятся. Похожего эффекта помогают добиться натриевые лампы. Нужно учитывать, что избыточная яркость объективно вредна продукту, и если она превышает 800 лк – его «старение» становится более быстрым. Некоторые считают, что пойдут на пользу источники с избытком красного света, но это тоже вредит делу – нереалистичная цветопередача вызывает не интерес, а подозрение в качестве;
  • молочные продукты ассоциируются в белым цветом – и для их освещения следует использовать лампы с ярким белым светом. Без теплых примесей – они придают продукции залежалый вид, но и без переизбытка синевы – появляется впечатление перемороженности. Удачным выбором здесь будут металлогалогенные варианты или LED-подсветка;
  • рыба «предпочитает» дневной белый свет либо (для икры и красной рыбы) с небольшим добавлением белого теплого, но без переизбытка цветовой температуры – выше до 6000 К не нужно.
  • обычно фрукты и овощи хочется подсветить чем-то красноватым – но такую тенденцию нужно пресекать, потому что самыми сочными и свежими они выглядят как раз при ярком дневном свете – белом, ярком и с высокой цветопередачей, но без физического тепла – от него они теряют влагу. Хорошие решения – светодиодные или люминисцентные лампы;
  • а вот алкогольной продукции яркость, наоборот, не на пользу – здесь более впечатляющими оказывается низкая теплоотдача лампы в сочетании с низкой цветовой температурой – не выше 3000 К. Тем, кто настаивает на яркой подсветке, следует помнить, что такой ход дает бликование на стекле, а это покупателей только отталкивает – потому что акцент нужно делать на прозрачности напитка, а не на отзеркаливании емкости

Привлекательный товар – это высокие продажи и достойная прибыль. Которая может начинаться с того, что правильно была выбрана хорошая лампа.